„“ќ “ј ќ≈ –≈јЋ№Ќџ… Ѕќ…

                                                          јнатолий ≈фимович “арас
ЂЅоева€ машина: –уководство по самозащитеї: ’арвест; ћинск; 1997

≈сть искусство маневренного бо€, поединок равных по принципу Ђпусть победит тот, кто сегодн€ лучшеї. » есть уличный мордобой, не знающий пощады и правил, где все скопом кидаютс€ на одного.

ѕредставители Ђлингвистической философииї, попул€рной на «ападе в 30‑ые годы XX века утверждали, что большинство проблем и недоразумений в науке, политике и обыденной жизни возникает из-за того, что разные люди по-разному понимают смысл одних и тех же слов. Ќе знаю, как там насчет политики и науки, но в отношении боевых искусств это абсолютно верно. ¬ самом деле, что можно увидеть на любом фестивале таких искусств? ¬от, например, девушка в белоснежном костюме красиво скользит по татами, выделыва€ руками странные движени€. ќна каратистка, у нее черный по€с. Ќеужели это из€щное существо способно убить здорового мужика одним ударом? ј вон попрыгун‑акробат из китайского ушу, запросто крутит переднее, заднее и боковое сальто, машет ногами в воздухе, словно ветр€на€ мельница. ћожет быть, ему по плечу за тридцать секунд размазать по стенам троих пь€ных жлобов с коль€ми? ƒа никогда в жизни!

Ќу, если от этих показушников в бою мало толку, то видимо надо держатьс€ подальше от питомца школы тхэквондо. ќн голыми руками переколол целый кубометр сухих досок, а теперь вз€лс€ за штабель черепицы. “оже не боец?

»нтересноЕ “огда вот эти двое, осыпающие друг друга на ринге €ростными ударами рук и ног. Ёто кикбоксеры, это уж точно современные гладиаторы. ”вы! »ной раз такие атлеты все в шрамах, а ударом кулака способны убить лошадь. ƒа вот острого ножа, как ни странно, бо€тс€. ƒвух ножей тем более. ќ трех и говорить не хочетс€Е

ƒа, и кик‑боксинг, и каратэдо, и ушу чан‑цюань, и тхэквондо, и многие другие дисциплины, подчас очень мало похожие друг на друга, все они Ђчисл€тс€ї под рубрикой боевых искусств. ¬ том, что совершенное владение своим телом €вл€етс€ искусством, сомнени€ нет. “олько вот боевое ли оно?

—просите любого питомца любой школы спортивных или традиционных единоборств, не имеет значени€, западна€ она либо восточна€ по своей ориентации:

Ч √отов ли он к тому, что нападающие Ђна улицеї ведут себ€ совсем не так, как в спортивном зале (хот€т избить, искалечить, может быть, даже убить)?

Ч √отов ли отражать нападение сразу нескольких человек, из которых хот€ бы один стремитс€ зайти сзади?

Ч √отов ли к тому, что противник об€зательно применит оружие (ножи, дубинки, кастеты, цепи, разбитые бутылки)?

Ч √отов ли он дратьс€ в парке на скользкой после дожд€ траве, в темном подъезде, в захламленном дворе, в набитой пассажирами электричке?

≈сли ваш собеседник человек честный и не дурак, то ответ может быть лишь отрицательным. Ќо, в таком случае, при чем здесь этот термин Ч Ѕќ≈¬ќ≈ »— ”——“¬ќ?

¬ этой св€зи процитирую H.H. ќзнобишина, знаменитого эксперта Ќ ¬ƒ по рукопашному бою. ¬от что он сказал более 65 лет назад, характеризу€ многочисленные школы джиу‑джитсу конца двадцатых годов: ЂѕредпринимателиЕ учитыва€ вкус и наклонности Дделикатно воспитаннойУ публики, подсунули ей ловко скомбинированные гимнастические упражнени€, задрапировав их в помпезную мантию ДсамозащитыУ.

“аким образом, все заинтересованные стороны были удовлетворены. Ѕуржуа, увидев, что посещение модных зал не грозит ему даже Ђфонаремї под глазом, столь, казалось бы, естественным в подобных обсто€тельствах, в свою очередь охотно раскрыл свой кошелек аферистам‑предпринимател€м. ѕреподаватели же Ђсамозащитыї, име€ возможность широко черпать из этого источника, совершенно не заботились о том, чтобы сделать насто€щих стальных бойцов из всех этих Ђпапенькиных и маменькиных сынковї.

–езультатом €вилось то, что в ≈вропе искусство самозащиты, не преследу€ практических целей (т.е. подготовки к серьезному бою), выродилось в гимнастику самозащитыї.

Ёто написано как будто сегодн€.

 

¬ойна Ђвсех против всехї долгое врем€ была нормальным состо€нием человечества. ѕочитайте Ђ»сландские сагиї. »х герои, реально существовавшие в средние века люди, только и делают, что убивают друг друга по малейшему поводу. » без вс€кого повода тоже, просто под настроение. “ак было везде, на всех континентах, в течение нескольких тыс€ч лет. ѕоэтому все без исключени€ племена и народы планеты создавали свои собственные приемы ближнего бо€ с оружием в руках и без оружи€.

ќднако в наши дни прежние боевые искусства повсеместно утратили ориентацию на реальный бой. “ому есть много причин, не стану отвлекатьс€ на их рассмотрение. ¬ажен результат. »звратившись до поединков Ђпо правиламї, пусть даже в Ђполный контактї, а тем более выродившись в Ђтанцыї (формальные упражнени€, ката) и в Ђразгон воздухаї (отработку техники, кихон), они утратили право считатьс€ Ѕоевыми »скусствами Ч с большой буквы.

«а подобные определени€ упорно держатс€ только учител€, нуждающиес€ в рекламе, и невежественные ученики (как же, льстит самолюбию). “о, что много веков подр€д было самым важным на свете умением, ибо от него зависело, как долго ты проживешь, сейчас стало игрой, развлечением, соревнованием. Ќо жизнь в нашем несовершенном мире далеко не игра и не спорт. ¬ ней по‑прежнему плохо соблюдают все правила, за исключением одного: кто‑то об€зательно становитс€ жертвой. ƒл€ мен€ важно (полагаю, что и дл€ вас тоже) чтобы после схватки на земле оставались лежать другие, но не €.

 онечно, кое‑кто может мне возразить: мол, € беру крайние случаи Ч убийства, разбой, злостное хулиганство, и не учитываю значение огнестрельного, газового, электрошокового оружи€, делающего ненужным хитроумные приемы мордобо€. ќтвечу тем, кто так думает, следующим образом: почитайте криминальную хронику в любой местной газете. ¬печатление такое, словно возобновилась древн€€ война всех против всех. Ћюдей избивают, режут, душат, топ€т, насилуют, калечат, уродуют, граб€т где угодно, в том числе пр€мо в собственных квартирах. „то-то при этом о самообороне с оружием не слышно. ћало у кого есть хот€ бы хороший нож, не говор€ уже об электрошокере.   тому же нельз€ гарантировать, что он будет у вас всегда при себе, круглые сутки, в любом месте. ј вот искусство самозащиты включает в себ€ умение превращать в оружие любые предметы, оказавшиес€ под рукой.

—егодн€ никто из нас не застрахован от встречи с подонками общества. —толкновение с ними может произойти в любом месте Ч на улице и в магазине, в кафе и в салоне общественного транспорта, на пл€же и в подъезде жилого дома. —овременные Ђкрутыеї Ч это, как правило, молодые мужчины, юноши либо подростки, одурманенные алкоголем или наркотиками, побуждаемые низменными инстинктами. ќбычно они налетают стаей и не знают пощады к своим жертвам. ¬ этом смысле жизнь у нас почти не изменилась за последние триста лет. ѕо-прежнему надо уметь в одиночку противосто€ть шайке негод€ев, вооруженных холодным, а иной раз и огнестрельным оружием. ѕо-прежнему в такой схватке нет и не может быть никаких компромиссов: либо вы победите, либо вас изувечат или убьют.

ƒл€ того чтобы остатьс€ невредимым в подобной ситуации, тем более Ч чтобы выжить, хороши любые средства, любые приемы, любые хитрости. ћеньше всего имеет значение, красиво вы действуете в бою или кор€во, работаете Ђпо школеї или каким‑то диким способом, ведете себ€ по‑рыцарски или Ђподлої. ¬ажен только результат и его цена. ¬се остальное Ч пуста€ болтовн€. »сход€ из сказанного, можно дать определение: —амозащита Ч это использование человеком любых приемов и действий, помогающих ему сохранить самоуважение, свои права, имущество, здоровье и жизнь в ситуаци€х реального, а не условного нападени€.

 

¬з€в это определение в качестве критери€, нетрудно разделить все существующие сегодн€ единоборства, и западные, и восточные, на две основные группы Ч игровые и прикладные. ¬ свою очередь, среди единоборств игрового направлени€ можно выделить чисто условные, фактически ставшие разновидност€ми военизированной гимнастики, и спортивные. ќбъедин€ет их между собой то, что люба€ игра основана на традици€х и на соблюдении тех или иных правил.

≈диноборства прикладного направлени€ правил не признают, на традиции тоже не склонны обращать внимание, там главное Ч эффективность. ќднако эффективность можно понимать по-разному. Ќапример, в одних случа€х требуетс€ вз€ть противника живым и невредимым, в других Ч как можно быстрее и надежнее вывести его из стро€. —оответственно, прикладные единоборства целесообразно разделить на стили ограниченного бо€ и тотального.

 оротко рассмотрим суть тех и других. Ќачнем с условных стилей. »х больше всего, и каждый год по€вл€ютс€ все новые и новые. ѕрактически все они либо восточного происхождени€ (например, €понский —Єтокан, китайский „ан‑цюань), либо подражают ¬остоку (например, американское  энпо‑каратэ или украинское  эмпо‑дзюцу). Ќо хот€ их называют школами самозащиты, боевого каратэ или кунфу, фамильного джиу‑джитсу, по сути дела там только играют в боевые искусства. ¬нешн€€ эффектность давно стала в таких стил€х главным свидетельством мастерства. Ђ„истотаї техники и строгое соблюдение канонов школы Ч вот что здесь ценитс€ превыше всего.

јдепты подобных стилей сосредоточились на практике формальных упражнений, составл€ющей основу основ тренировочного процесса. ƒл€ получени€ очередной степени (внешним признаком которой €вл€етс€ по€с определенного цвета) они должны, в первую очередь, четко и красиво (Ђправильної) продемонстрировать очередную форму, очередные св€зки условного бо€ Ђс теньюї. ƒа к тому же в искусственном ритме, заданном устным счетом или звуками барабана. ј то, что наиболее важно дл€ подготовки к реальному бою Ч спарринг в жесткий контакт в Ђрваномї ритме Ч либо вообще отвергаетс€, либо играет самую незначительную роль.

” американцев есть хорошее слово Ђстилистї. “ак называют они тех энтузиастов, которые стрем€тс€ овладеть техникой, созданной основоположниками различных стилей, точно в том самом виде, в каком она существовала дес€тки, и даже сотни лет назад. »х не смущает, что социальные, психологические и материальные услови€ жизни непрерывно мен€ютс€. «а сорок‑п€тьдес€т лет все становитс€ совершенно иным: одежда, оружие, характер преступности. „то уж говорить о двух или трех веках. я бы сравнил таких Ђстилистовї, подвизающихс€ в Ђусловно‑боевыхї школах, с чудаками, гордо марширующими по улицам в старинных мундирах и с кремневыми ружь€ми, на радость детворе. ќни солдаты? ƒа, только бутафорские. ћожно ли сегодн€ убить человека из кремневого ружь€?  онечно. Ќо куда ему до автомата  алашникова!

Ёто еще не все. ¬ классических формальных упражнени€х многие приемы предназначены дл€ противодействи€ давно исчезнувшим видам холодного оружи€, давно забытой тактике нападени€. ѕоследовательность их движений основана на св€щенной нумерологии (мистической взаимосв€зи чисел). Ђ—тилистыї старательно повтор€ют эту архаику. ј как же, ведь они считают, что таким образом семимильными шагами движутс€ по пути физического и духовного совершенствовани€. Ќе спорю, замысловатые Ђпаї подобной гимнастики дают хорошую нагрузку всем част€м тела. ѕовторишь раз тридцать какую‑нибудь Ђкатаї и чувствуешь, что глаза уже вылезают на лоб. Ќо вот что касаетс€ психикиЕ

«ачем нам, европейцам, пытатьс€ стать китайцами или €понцами по духу? ƒратьс€ от этого лучше не станешь, а вот свихнутьс€ умом вполне можно. ¬се хорошо в свое врем€ и на своем месте Ч такова абсолютна€ истина.

«аканчива€ характеристику условных Ђбоевых искусствї (каковыми €вл€ютс€ многие из распространенных сегодн€ стилей Ђвосточныхї и псевдовосточных единоборств) сравню их по основным параметрам с реальной самозащитой:

 

”словна€ самозащита:

1. ÷ельЧ физическое и духовное совершенство через овладение Ђэнергетикойї тела.

–еальна€ самозащита:

1. ÷ель Ч достижение наивысшей боеспособности через атлетизм и выработку автоматизма движений.

 

”словна€ самозащита:

2. Ёстетически выразительный показ условной техники бо€ Ђс теньюї и с партнером.

–еальна€ самозащита:

2. ќтработка приемов болевого, шокового и травмирующего воздействи€.

 

”словна€ самозащита:

3. ”сложнение техники за счет ее специализации, Ђакробатикиї, многоэлементности

–еальна€ самозащита:

3. ”прощение техники по принципу Ђминимум сложности Ч максимум эффективностиї.

 

”словна€ самозащита:

4. ќграниченность тактических действий из-за неуклонного соблюдени€ принципов, норм и шаблонов школы

–еальна€ самозащита:

4. ћаксимальное расширение тактики за счет всевозможных хитростей и уловок, приспособлени€ к специфике ситуаций.

 

”словна€ самозащита:

5. ¬оспитание воли через преодоление усталости и скуки в продолжительных зан€ти€х.

–еальна€ самозащита:

5. ¬оспитание воли через преодоление страха и боли в поединках с более сильными противниками.

 

”словна€ самозащита:

6. Ўлифовка техники в воздух и на снар€дах; обусловленные св€зки с партнером.

–еальна€ самозащита:

6. –азличные виды вольного бо€ в протекторах и без них как главна€ форма тренинга.

 

”словна€ самозащита:

7. ќбучение через подражание учителю, вера в которого исключает сомнени€.

–еальна€ самозащита:

7. ќбъ€снени€ инструктора, помогающего создать личный комплекс самообороны.

 

”словна€ самозащита:

8. «апрещаетс€ отходить от традиции школы, зафиксированной в ее принципах, базовой технике и формах.

–еальна€ самозащита:

8. ѕоощр€етс€ поиск наиболее эффективных способов выведени€ противника из стро€.

 

”словна€ самозащита:

9. ‘актическа€ отработка техники и тактики бо€ только с одним противником, обычно без оружи€.

–еальна€ самозащита:

9. ќтработка техники и тактики бо€ с двум€ и более вооруженными противниками.

 

”словна€ самозащита:

10. “рактовка тренинга как пути на всю жизнь.

–еальна€ самозащита:

10. —тремление к достижению боевой эффективности в кратчайший срок.

 

я здесь упом€нул о так называемой Ђэнергетикеї. ¬ этой св€зи подчеркну два обсто€тельства: во-первых, восточные методы энергетического тренинга по-насто€щему хороши только дл€ людей, с детства воспитанных в духе буддизма или даосизма; во-вторых, они требуют аскетического образа жизни и ежедневных усердных зан€тий в течение многих лет. ћы, за редким исключением, не буддисты и не даосы, у нас вечна€ нехватка времени и аскетизм, особенно половое воздержание и Ђсухой законї, мы не приветствуем. ¬ыводы сделайте сами.

 

–ассмотрим теперь спортивные варианты единоборств. “о есть те, где имеет место достаточно жесткий телесный контакт ради Ђпобедыї в рамках строго определенных правил соревновани€. Ёто англо‑американский и французский бокс, а также саньда (китайский бокс) и муай‑тай (тайский бокс). —юда же относ€тс€ тхэквондо, дзюдо, самбо, кик‑боксинг, контактное и Ђполуконтактноеї каратэ, классическа€, вольна€, национальна€ борьба.

¬ отличие от Ђусловно‑боевыхї стилей, тренировки и особенно соревновани€ по спортивным единоборствам неразрывно св€заны с травматизмом.  ровоточат носы и губы, брови и скулы, ушибы чередуютс€ с раст€жени€ми, вывихи Ч с переломамиЕ “ем не менее, все виды спортивных единоборств представл€ют собой относительно безопасные аналоги систем реального бо€. ¬ них существует масса ограничений, направленных на уравнивание шансов противников, на то, чтобы свести к минимуму возможность превращени€ друг друга в инвалидов. ƒа, такое иногда случаетс€. Ѕывает даже, что спортсмен погибает на ринге, но подобные происшестви€ справедливо квалифицируют как несчастные случаи.

¬ спортивных единоборствах бойцам приходитс€ предельно напр€гать свои мышцы, испытывать боль, преодолевать страхЕ ѕоэтому они намного ближе к жизненным реали€м, чем условные стили. » все же любой спортивный бой Ч только игра, пускай груба€, это фехтование руками и ногами под присмотром судей, которые часто бывают необъективными. ¬ них нет и не может быть Ђдыхани€ смертиї, ощущени€ подлинной угрозы дл€ своей жизни. —портсмены‑единоборцы доказывают судь€м, зрител€м и, конечно, друг другу свою волю, силу, мастерство, но их Ђспорї между собой не €вл€етс€ суровой необходимостью реального столкновени€ с насто€щим врагом.

¬ техническом арсенале спортивных единоборств предельно ограничены приемы шокового и травмирующего воздействи€. јкцент сделан на наиболее зрелищных, внешне эффектных. “о есть таких, которые можно достаточно четко Ђобозначитьї спортсменам, легко заметить и оценить судь€м и зрител€м. —тремление к такой манере ведени€ поединка, котора€ не допускала бы расхождений в мнени€х судей при оценке, полностью нивелирует различи€ между школами. ¬ результате из широкого спектра разнообразных, непохожих одна на другую школ каратэ, джиу‑джитсу, ушу сформировались синтетические виды единоборств вроде фулл‑контакт каратэ, кик‑боксинга, саньдаЕ

–азличи€ в методах тренинга между спортивными и прикладными стил€ми фундаментальны. ћногие приемы, наиболее эффективные дл€ поражени€ противника, в спорте категорически запрещены. Ќапример, удары головой, броски с Ђотт€гомї и на голову, удары по суставам и позвоночнику, атаки в глаза, горло, виски, пах. Ќельз€ бить лежачего, нельз€ добивать согнувшегос€ в нокдауне, нельз€ ломать конечности, нельз€ использовать палку или нож. ѕо существу, спортсмен способен вести бой только в игровой манере, потому что именно эта манера закреплена у него в психике через автоматизированные двигательные Ђклишеї. ƒл€ реального бо€ требуютс€ более простые и в то же врем€ значительно более опасные тактико‑технические действи€.

Ёту истину часто затемн€ют различи€ в росто‑весовых данных и в уровне подготовки. Ќапример, если вы на голову выше своих противников, если руки‑ноги у вас длиннее, если вы т€желее каждого из них килограммов этак на п€тнадцать и, к тому же, года три занимались боксом, кик‑боксингом, самбо, то вы Ђзадавитеї их без особых проблем. Ќу, а если перед вами окажутс€ парни, ни в чем вам не уступающие? »ли более массивные? “огда что? »скусство самозащиты в том и состоит, чтобы гарантировать победу более слабого над сильным, одного над несколькими, старого над молодыми, безоружного над вооруженным. Ќадо не обыграть нападающих, а надежно Ђвырубитьї их. “ака€ возможность не даетс€ природой, она €вл€етс€ плодом человеческого ума, ее обеспечивает только хорошо продуманна€ подготовка.

—равним между собой основные параметры спортивных единоборств и реального бо€:

 

—порт:

1. ÷ель Ч доказать судь€м к зрител€м свое превосходство над соперником.

—амозащита:

1. ÷ель Ч причинить боль, травмировать, искалечить нападающего.

 

—порт:

2. ¬сегда только один противник.

—амозащита:

2. „аще всего два и более противников.

 

—порт:

3. ѕротивник той же весовой категории.

—амозащита:

3. Ћюбого веса и роста, в большинстве случаев Ч превосход€щего.

 

—порт:

4. ќдинаковый или близкий уровень подготовки.

—амозащита:

4. ћожет быть значительное различие в уровне подготовки.

 

—порт:

5. ѕротивники безоружны в любом случае.

—амозащита:

5. ѕротивник может иметь оружие, вам тоже не возбран€етс€.

 

—порт:

6. —хватка идет по правилам, самые опасные приемы запрещены.

—амозащита:

6. Ќикаких правил, самые опасные приемы наиболее ценные.

 

—порт:

7. —хватку контролируют судьи, можно сдатьс€.

—амозащита:

7. Ќикаких судей и никакой жалости, скорее наоборот.

 

—порт:

8. —хватка начинаетс€ по сигналу и в стойке, ей предшествует разминка и психологическа€ настройка.

—амозащита:

8. Ќеожиданное нападение в неподход€щий момент.

 

—порт:

9. —хватка ограничена по времени, разделена на раунды, дают придти в себ€ в случае нокдауна.

—амозащита:

9. Ћимита времени нет, нет и пауз дл€ отдыха и собирани€ сил.

 

—порт:

10. ћесто бо€ Ч ровна€ удобна€ площадка с обозначенными границами.

—амозащита:

10. Ћюбое место, в т.ч. неровное, захламленное, скользкое, топкое, без границ.

 

—порт:

11. ¬ зале тепло, сухо, светло.

—амозащита:

11. ¬ любую погоду, при любом освещении, в т.ч. в темноте.

 

—порт:

12. ¬ удобной легкой одежде и обуви.

—амозащита:

12. ¬ обычной одежде и обуви, часто неудобной дл€ драки.

 

—порт:

13. ѕротекторы (перчатки, накладки, футы, бандаж, капа, шлем).

—амозащита:

13. Ѕез протекторов.

 

—казанное здесь о непригодности спортивных единоборств дл€ самозащиты не означает отказа от участи€ в соревновани€х. ¬едь если вы не можете уверенно противосто€ть всего одному‑единственному противнику в поединке по правилам, то чего ждать от вас в жестокой драке без правил с несколькими врагами? ¬ажно только не Ђзацикливатьс€ї ни на одном из видов спорта. ”частие в соревновани€х должно быть дл€ вас лишь способом психологического и тактического тренинга.

 

”лична€ драка Ч это бой без правил с использованием самых коварных уловок, самых жестоких приемов. —мешно ожидать от людей Ђблагородстваї тогда, когда они нападают или защищаютс€ на улице, особенно если угроза дл€ жизни велика. ѕоэтому на улице нужна совершенно ина€ тактика действий, нежели на ринге или на татами. „то же касаетс€ техники, то она должна быть, с одной стороны, весьма действенной, а с другой Ч очень простой.

¬ыученные однажды приемы самозащиты должны Ђработатьї и через п€ть Ч дес€ть Ч п€тнадцать лет. »менно по этой причине неприемлема сложна€ техника типа ударов ногами в прыжке или по верхнему уровню. ћало того, что ее эффективность сомнительна, она к тому же попросту непрактична. Ѕольшинство людей продолжает зан€ти€ боевыми искусствами недолго и не может годами поддерживать физическую форму на высоком уровне. ќни нуждаютс€ в обретении таких навыков самозащиты, которые останутс€ при них на всю жизнь, как умение плавать, кататьс€ на коньках, ездить на велосипеде. “ак что не надо путать практичное с театральным.

—нова процитирую H.H. ќзнобишина.  аса€сь подготовки к реальному бою, он в своей замечательной книге говорил: ЂЌеправильный подбор приемов и оторванность их от требований действительной жизни Ч вот в чем заключаетс€ зло, с которым приходитс€ боротьс€ на пути к созданию новой системы самозащитыї.

 акие приемы, в таком случае, следует считать Ђправильнымиї? » что означает соответствие их требовани€м жизни? ќзнобишин ответил на эти вопросы вполне определенно. ќн писал: Ђƒл€ серьезных людей, работающих в области криминалистики, самозащита €вилась серьезным делом. ќсобые консультанты и научные сотрудники специальных отделов департамента тайной полиции провели р€д изысканий в области самозащиты. Ѕыли перерыты архивы наиболее крупных национальных библиотек и найден р€д ценных древних рукописейЕ Ѕыл собран огромный материал, €вившийс€ следствием наблюдений над рукопашным боем в обыденной жизни. ”головна€ хроника и статистика ночных нападений, поножовщин и просто драк и скандалов, обильный материал дл€ которых дали крупные городские центры, послужили предметом тщательного изучени€ экспертамиї.

¬ результате в разных странах ≈вропы удалось создать р€д систем самозащиты из элементов различных видов единоборств. “ак, специалисты Ќ ¬ƒ в начале 30‑х годов включали в свою систему технику кулачных ударов английского бокса, ударов ступн€ми, локт€ми и колен€ми из французского бокса Ђсаватї, бросково‑болевые и удушающие приемы джиу‑джитсу и кэтча, работу с тростью и финским ножом. ¬ажно не происхождение техники, а принцип сочетани€ разнородных технических элементов. Ќапример, в наши дни можно использовать арсеналы таких стилей как дуаньда и чаньтун, арнис и пенчак‑силат, хапкидо и сават, боевое самбо и бандоЕ

»ными словами, практична€, по‑насто€щему эффективна€ система самозащиты может быть только комбинированной. »менно эту истину, доказанную практиками еще в начале века, до сих пор не хот€т признавать преподаватели условных стилей и спортивные тренеры. ѕослушать их, так чемпион по кик‑боксингу или обладатель высокого дана в каратэ и есть насто€щий боец. ”вы! ∆изнь убедительно опровергает подобные мнени€. ћало того, что игровой метод в подготовке уличного бойца неприемлем сам по себе, так еще важно и то, что нет ни одного Ђчистогої стил€, который был бы хорош дл€ всех случаев. ≈сть стили, эффективные в ближнем бою, но непригодные дл€ поединка на дальней дистанции. ƒл€ схватки в партере не подход€т приемы, удобные в стойке. ≈сли противник лежит на земле и оттуда бьет ступн€ми по колен€м или в пах, вр€д ли удастс€ использовать против него технику Ђлипких рукї. » что особенно удивительно, так это то, что почти во всех Ђусловно‑боевыхї школах учат сражатьс€ только с одним противником!

 роме того, практична€ и эффективна€ система самозащиты должна быть индивидуализированной. ¬едь техника и тактика, дающие преимущества в бою одному человеку, совсем не об€зательно подход€т другому. “олько при том условии, что они соответствуют его характеру и темпераменту, телосложению и моторным качествам, он сможет минимальными средствами достигать максимальных результатов. ќднако, как известно, слишком многие вер€т в необыкновенные достоинства тех стилей, которые они практикуют. ѕо существу, они возлагают на технику данного стил€ такие надежды, оправдать которые не в состо€нии не только она, но и люба€ друга€, ¬ действительности важна не сама техника, а способы ее применени€ в соответствии с возможност€ми конкретного человека. ≈е надо подобрать и подогнать под человека, а не наоборот человека подгон€ть под некий технический эталон.

»менно из-за игнорировани€ этого важного требовани€ приверженцы Ђчистых стилейї станов€тс€ легкой добычей людей, значительно уступающих им по уровню подготовки, зато мысл€щих категори€ми реального бо€. (–азумеетс€, речь идет об уличной драке. ¬ поединке по правилам того стил€, который практикует Ђстилистї, уличный боец вр€д ли выиграет). ѕо той же причине заход€т в тупик любители экзотики. ќни всю жизнь зан€ты поиском или реконструкцией все более редких, все более древних школ боевых искусств. “о бразильска€ капоэйра начинает их волновать, то бур€тский синсимак, то индийский кал€ри‑ппа€тт. » невдомек им, что нет на свете и быть не может Ђсекретных супер‑системї. ¬едь люди везде одинаковы по своей анатомии, физиологии и биомеханике. »менно поэтому так похожи приемы бо€, созданные в разные исторические эпохи разными людьми в разных регионах планеты. —екреты эффективности любой системы не в технике. ќни Ч в основополагающих принципах, в психологической подготовке, в методах тренинга. ƒл€ того, чтобы разобратьс€ в этих вопросах применительно к нашему месту и времени, совсем ни к чему отправл€тьс€ на край земли и втиратьс€ там в доверие к примитивным аборигенам. Ёто пуста€ трата времени, не говор€ уже о личном достоинстве и деньгах.

 

  числу стилей ограниченного бо€ в группе прикладных единоборств можно отнести те из них, где учат нейтрализовать противника, не уничтожа€ его и даже, по возможности, не причин€€ т€жких телесных повреждений. Ќападающих пытаютс€ обездвижить, ошеломить болевым шоком, вз€ть на болевой контроль, бросить на землю. “акие нюансы наиболее значимы дл€ сотрудников органов правопор€дка и государственной безопасности, дл€ работников частных охранных фирм, которые почти во всех случа€х об€заны задерживать преступников, а не уничтожать их и не калечить.

ѕоэтому в стил€х ограниченного бо€ основную роль играет не ударна€, а бросково‑болева€ техника. —оответственно, у стражей правопор€дка всех мастей наиболее попул€рны самбо, дзюдо, джиу‑джитсу (дзю‑дзюцу), хапкидо, циньна, Ч те искусства, где альфой и омегой €вл€етс€ захват атакующей конечности руками. ƒл€ самообороны от вооруженного группового нападени€ эти стили не год€тс€. ѕока будешь хватать и бросать одного врага, второй или третий теб€ самого Ђнейтрализуетї.

  стил€м тотального бо€ € отношу школы, воспитывающие свих адептов в духе поединка на уничтожение противника, поединка, не ограниченного какими‑либо правилами, моральными нормами, требовани€ми законов. ¬ моем понимании, только такие стили имеют право называтьс€ сегодн€ Ѕќ≈¬џћ» »— ”——“¬јћ». ћы живем в слишком жестокую эпоху чтобы позвол€ть себе роскошь отражать нападение вооруженного бандита, тем более Ч целой шайки, забот€сь о том, как бы не причинить ему (или им) особого вреда.  стати, стать€ закона о необходимой самообороне была в –оссии недавно изменена именно в таком духе: если на вас напали, вы имеете полное право применить все средства и способы защиты, вплоть до убийства нападающего. ѕри этом не следует мучитьс€ вопросом о том, насколько прин€тые вами меры защиты адекватны степени реальной угрозы здоровью и жизни. — позиций здравого смысла так и должно быть: Ђне лезь!ї

“аким образом, вырисовываетс€ следующа€ иерархи€ стилей боевых искусств по степени их значимости дл€ самозащиты от реального нападени€:

 

1. ”словный бой
2. —портивный бой
3. ќграниченный бой
4. “отальный бой

 

Ѕоевой (или тотальный) стиль самозащиты Ч это комбинированный рукопашный бой. ≈го суть заключаетс€ в решительных безжалостных действи€х по надежному выведению из стро€ всех нападающих, сколько бы их не было. ƒл€ этого надо успевать в кратчайшие промежутки времени причин€ть максимальный ущерб каждому из противников. „тобы такое стало возможным, необходимо соблюдение следующих условий:

♦ “ехнический арсенал бойца должны составл€ть приемы травмирующего воздействи€, запрещенные или редко употребл€емые в спортивных единоборствах. ¬ основном это св€зки ударов;

♦ Ёти приемы должны быть объединены в личный комплекс, максимально соответствующий индивидуальным психическим, физическим и моральным особенност€м бойца;

♦ ѕриемы, в виде коротких св€зок ударов и захватов с ударами (на два‑три движени€), необходимо отработать до полного автоматизма в разнообразных типовых ситуаци€х;

♦ ѕсихика бойца должна быть свободна от любых тормоз€щих эмоций и чувств: неуверенности, страха, гнева и производных от них. Ќадо научитьс€ сражатьс€ в бою без участи€ рассудка, на Ђавтопилотеї;

♦ Ёффективность тактико‑технических действий в бою обеспечиваетс€ высоким уровнем развити€ двигательных способностей: ловкости, быстроты, ориентации в пространстве, выносливости.

ќтсюда Ч исключительное значение хорошо продуманной программы тренинга, а также использовани€ тренировочных методов и средств, адекватных этой программе

 

Ётот раздел книги € хочу завершить словами ё.ё. —енчукова из его блест€щего исследовани€, посв€щенного прикладным стил€м:

ЂЋюбой приемЕ предназначенный дл€ самозащиты, так или иначе рассчитан на причинение нападающему более или менее т€жких повреждений Ч иначе в нем просто не будет никакого смысла.  ака€ польза будет вам с того, что вы вновь и вновь бросаете наземь противника, если он после этого в состо€нии встать и снова напасть на вас?

≈го надо просто бить, бить больно и жестоко, калечить его руки и ноги, невзира€ на то, какую технику он примен€етЕ Ёффективность удара или захвата расцениваетс€, прежде всего, с позиций максимальной болезненности, приведени€ противника в состо€ние, когда о продолжении бо€ нет и речи.ї

јдреса залов спортивного клуба ¬ќ»Ќ в  иеве

јкадеми€ современного образовани€
( омфорт “аун, ƒарница, район Ћенинградской площади) ул. –егенераторна€ 4в.
вторник, четверг 19.30 - 20.30, суббота 9.30 - 10.30
детска€ спортивна€ секци€
ѕо всем вопросам звоните +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич

Ўкола женской самообороны
м. ћинска€, м. √ероев ƒнепра, ул. ѕриречна€ 27а
вторник, четверг 19.30-21.00, суббота 13.30-15.00
ѕо всем вопросам звоните +38 0631243414 
                                      +38 0672582530 јнастаси€ »горевна

Taekwon-do - искусство самообороны дл€ подростков и взрослых
м. ћинска€, м. √ероев ƒнепра, ул. ѕриречна€ 27а
понедельник, среда 19.15-20.45, п€тница 19.30-21.00
“ренировки проводить международный инструктор taekwon-do обладатель чЄрного по€са 2 дана.
ѕо всем вопросам звоните +38 0631243414
                                      +38 0672582530 јнастаси€ »горевна

—портивный зал школы є 36
ул. —тельмаха 9, м. √олосеевска€ (возле магазина ¬елика  ишен€)
понедельник, среда, п€тница 18.30-20.00 
“ренировки проводит международный инструктор таэквондо
обладатель чЄрного по€са 4 дана международный судь€ категории ј
ѕо всем вопросам звоните +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич

—портивный зал  школы є 15
улица ¬асильковска€ 12 ¬, м. √олосеевска€ (возле магазина ¬елика  ишен€)
вторник, четверг 15.30-16.30, суббота 11.00-12.30 - детска€ спортивна€ секци€

ѕо всем вопросам звоните +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич
                                      +380638731290 јртем

—портивный зал школы є 185
улица —ерпова 20/6 (между м. —в€тошин и м. ∆итомирска€)
вторник, четверг 16.00-17.30 - детска€ спортивна€ секци€
ѕо всем вопросам звоните +38 067 238 42 94, 451 19 27 ќлег
                                      
+38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич

—портивный зал школы є 284
улица “рост€нецка€ 7 г (Ќова€ ƒарница)

понедельник, среда, п€тница 17.00-18.30, 18.30-20.00 - детска€ спортивна€ секци€
ѕо всем вопросам звоните +380638731290 јртем
                                      +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич

—портивный  луб "ƒобро" 
улица
јхматовой 13в (ѕозн€ки)
вторник, четверг 19.30-21.00, суббота  14.00-15.30 - детска€ спортивна€ секци€
ѕо всем вопросам звоните +380638731290 јртем
                                      +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич

—портивный зал школы є 309
ул. √ригоренко, 21 б (ѕозн€ки)
понедельник, среда, п€тница 16.00-18.00 -  детска€ спортивна€ секци€
ѕо всем вопросам звоните +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич

—портивный зал гимназии " иевска€ –усь"
ул. √мыри 2 в
(ѕозн€ки, ќсокорки)
вторник, четверг 19.30-21.00, суббота  11.00-12.00 - детска€ спортивна€ секци€
ѕо всем вопросам звоните +38 067 682 79 48 ёрий ёрьевич